Кочетков Юрий (Георгий) Серафимович - священник

(род. 1950)

Сведения о себе:

 

Русский, родился в Москве. Отец - Серафим Дмитриевич, 1907 г.рождения - талантливый инженер и изобретатель, типичный представитель русских людей, сформировавшихся под влиянием идей, с одной стороны, жертвенного служения народу и миру, но с другой, некоего гигантизма и человекобожия. Религиозность его была не более, чем бытовая. Его мать - из бедных дворян, отец - из богатых лабазников, родное гнездо - ст. Куркино, в непосредственной близости от Куликова поля, рассказы и предания, о котором я слышалс детства, что рано пробудило во мне русское самосознание и печаль современном состоянии тела, души и духа русского народа и его участи среди других народов нашей страны и мира. Отец был из "лишенцев", часть родных с его стороны была репрессирована. Советская жизнь многое в нем искорежила, сломала, но думать (конкретно, как инженер) о благоденствии мира через преобразование природы он продолжал до последнего своего дня на земле. Умер в 1982 г. Мать - Евгения Кузьминична, урожденная Кондратьева, 1923 г.рождения - экономист, человек веселого, независимого характера, но человек своего времени. Ее отец был из сотрудников П.М.Третьякова, умер в середине 20 -х годов, ее мать - из сильных крестьян, с латышской кровью. Христианство всерьез приняла уже когда было почти 50, в 72 г., после страхов за меня и семью, и даже гонений на мою веру.

Сама же эта вера открылась для меня в старших классах средней школы, которую я окончил с серебряной медалью в 1968 г. Почти сразу после этого ясно, как откровение, почувствовал свое призвание служить Богу и ближнему в Православной церкви. Православие было для меня не случайно, не по традиции или инерции. Еще в 10 классе происходил "выбор веры" через сравнение их "на вкус". Хотел бросить институт, чтобы идти в семинарию, к которой готовился всерьез, правда не столько через Катехизис, сколько через Библию и общение с духовными людьми, которых искал "днем с огнем". Нашел семью Пестовых из "Мечевской общины", о. Всеволода Шпиллера, о.Иоанна (Крестьянкина), о.Виталия Борового, о.Тавриона (Батозского), а потом еще и С.И.Фуделя, С.С.Аверинцева, митр. Антония Сурожского. Стремился к "воцерковлению жизни", не любя религию, даже в христианстве, которое чувствую прежде всего как живую традицию приобщения всякого человека к полноте Благодати и Истины, в которой человек должен чувствовать себя свободно, радостно и мирно. Полюбил православные богослужения, считаю, что нигде не молятся люди,как в наших храмах, несмотря ни на что... Уверен, что в церкви сохранились все Дары Св.Духа, хотя они часто и не персонифицированы и недостаточно раскрыты. Большая радость - знакомство с Н.Бердяевым, которого, как мне кажется, я не только люблю, но и понимаю. Его апологетический дар в церкви уникален, как и его откровение о Боге, человеке, церкви. Он впервые после ап. Павла заговорил на христианском языке, и так, что все люди почувствовали, что им нужен Бердяев и его христианство.

После института и аспирантуры, ученой работы и начала неофициальной церковной деятельности в качестве регулярного катехизатора групп новообращенных взрослых людей в Москве поступил в 1980 г. в Ленинградскую духовную академию; через год уже не мог заставить себя бояться властей более, чем Бога, продолжал миссию и катехизацию, наряду с серьезной учебой, за что и был по требованию КГБ изгнан с последнего курса и оказался, несмотря на диаконский сан, безработным. До 1986 г. продолжал писать начатую в академии кандидатку, которая выросла в большой труд на тему "Таинственное введение в православную катехетику", который и был защищен как магистерская диссертация - (maitris de theologie) в Свято -Сергиевском православном институту в Париже в мае 1993 г.

В 1988 наконец-то получил приход под Москвой; в 1989 году -право закончить в Загорске духовную академию и священническое служение в одном из новооткрытых приходов, которое сразу принял как служение "по совести" во всем, в том числе на богослужении в храме, что потребовало некоторых радикальных шагов, в том числе русификации молитвенных текстов. С 1990 г. - настоятель собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери б.Сретенского монастыря в Москве, являющегося первым миссионерско -общинным приходом в нашей стране, и главный редактор журнала "Православная община". С 1988 г. - ректор тогда еще подпольной высшей богословской школы, которая с 90 г. легализировалась с именем Московская высшая православно-христианская школа.Сейчас от нее отделилось Огласительное училище (в котором в 92/93 учебном году было более 1000 оглашаемых) и Богословские курсы, открытые в 1993 г. В Высшей школе обучаются студенты на всех ее шести курсах. Журнал "Православная община" призван собирать и соединять разорванную духовную традицию "высокого" Православия. Он - орган нашей Высшей христианской школы и межприходского православного просветительски -благотворительного братства "Сретение", духовным попечителем которого мне также приходится быть. Среди приоритетных направлений работы Братства - работа с детьми (через наш детский сад) и молодежью (через Воскресную школу при приходе, группы скаутов, гимназию и особую Молодежную группу). Многочисленные поездки по стране к студентам -заочникам Высшей и Огласительной школ позволяют видеть проблемы жизни всего народа, не отрываться от него в главном -его духовных и душевных страданиях, бедах и потребностях. Этот опыт стимулировал инициативу по воссозданию Православного миссионерского общества в Русской церкви, которое позволит, как можно надеяться, действовать во благо народа и церкви не "против" кого бы то ни было, а "за" Бога и человека.

Основные напечатанные труды рекомендателя: 1)"Вхождение в Церковь и исповедание Церкви в церкви"// "Вестник РСХД" N 128 (под псевдонимом Н.Герасимов); 2)"Священство православных и баптистов"//"Вестник РСХД" N 140 (под псевдонимом Богданов); 3)"Приходские общины в Русской православной церкви и потребности современного общества в СССР"// "Православная община" N 1, 1991г.; 4)"Приход, община, братство, церковь"//"Право-славная община", N 3, 1992 г.; 5)"Катехизис для катехизаторов" (в печати); 6)"Возможная система оглашения в Русской православной церкви на современном этапе"//"Православная община"! N 3,1991 г.;7)"Рекомендации по организации учебного процесса в православной воскресной школе"//"Православная община", N 5, 1992 г.; 8)Статьи и проповеди//"Православная община" 1991 г., NN 1 -6; 1992; NN 1 -5 (в печати).;9)"Братство в Православии"//Сборник материалов ежегодной встречи Преображенского братства, Москва, 1993 г.;10)"Таинственное введение в православную катехетику" (в печати);

Список, предложенный о.Георгием:

1. Библия. Священное писание Ветхого и Нового заветов.

2. Н.А.Бердяев. "О рабстве и свободе человека".

3. Н.А.Бердяев. "О назначении человека" (и много другое)

4. Ф.М.Достоевский. "Братья Карамазовы".

5. У.Шекспир. Сонеты. "Король Лир".

6. О.Мандельштам. "Кто знает, может быть не хватит мне свечи..."

7. С.И.Фудель. "У стен церкви".

8. С.С.Аверинцев. "Поэтика ранневизантийской литературы".

9. С.С.Аверинцев. "Предварительные заметки к изучению

средневековой эстетики".

10. С.С.Аверинцев. "Греческая "литература" и ближневосточная

"словесность".

11. Н.А.Бердяев. "Спасение и творчество".

12. Журнал "Путь" п/ред. Н.А.Бердяева.

13. Журнал "Вестник РСХД" п/ред Н.А.Струве.

14. Николай Афанасьев, прот. "Церковь Духа Святого"

15. Александр Шмеман, прот. "Евхаристия". (и др.)

16. В.Н.Лосский. "Предание и предания" (и др. статьи)

17. Беседа преп. Серафима с Мотовиловым (часть о благодати Св.Духа)

18. М.Лермонтов. "Демон","Пророк".

19. А.Пушкин. "Маленькие трагедии".

20. А.Пушкин. Поздние стихи, "Пророк".

21. А.С.Хомяков. "Церковь одна" (и др.)

 

22. М.А.Булгаков. "Мастер и Маргарита".

23. Сергий Н.Булгаков, прот. "Свет невечерний".

(и статьи в "Пути")

24. Павел Флоренский, свящ. "Обратная перспектива".

25. Лекции и проповеди (устно) Антония (Блума), митр.Сурожского и

прот. Виталия Борового.

26. Проповеди прот. Всеволода Шпиллера, архим. Таврионы

(Батозского), архим. Иоанна (Крестьянкина). (N 25,26

пока опубликованы в малой их части, в т. ч. в нашем журнале

православная община").

27. Иосиф Бродский. "Горбунов и Горчаков".

28. К.С.Льюис. "Размышления о псалмах".

29. Михаил (Грибановский), еп. Таврический. Письма.

    1. Сергий (Королев), архиеп. Пражский. "О подвиге общения".

25 октября 1993 г.